На качество асфальтобетонного покрытия при его укладке серьезное влияние оказывают температурные и погодные факторы. Несоблюдение требований технологических стандартов при выполнении работ может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик дорожного покрытия, возникновению неравномерностей, трещин.
Для разных видов асфальта установлены различные технические условия, включая температуру окружающего воздуха, дороги, укладываемой смеси. К ускоренному охлаждению материала может приводить сильный ветер. Еще одним неблагоприятным фактором являются осадки — большинство работ рекомендуется проводить только в сухую погоду. Некоторые современные технологии позволяют существенно минимизировать влияние погодных условий.
С точки зрения используемых технологий принято выделять три основных типа асфальта:
Использование разных технологий укладки обусловливает применение различных требований к погодным условиям и температуре асфальтобетонных смесей.
Наиболее распространенная технология. Широко применяется для ремонта асфальтного покрытия в теплую пору года. Характеризуется высоким качеством формируемого дорожного полотна, может использоваться при устройстве взлетных полос. Минимальная температура воздуха — +5 °C.
Предъявляются достаточно жесткие требования к температуре самой смеси. Чаще всего оптимальным считается температурный диапазон +120 – +145 °C. Точные значения зависят от состава асфальтобетонной смеси и могут быть на 20–30 °C ниже. Максимальный прогрев требуется при высокой концентрации примесей горных пород.
При укладке литого асфальтобетона требуется еще более высокая температура смеси, порядка 220 °C. Среди преимуществ метода — отсутствие швов, высокая устойчивость, самостоятельное уплотнение материала.
Благодаря наличию в составе высокой концентрации битумов и дополнительных пластификаторов покрытие из литого асфальта отличается высокими эксплуатационными характеристиками, высокой влаго- и морозостойкостью.
Температурный диапазон для различных составов смесей — порядка 170–250 °C. Рекомендуется разогревать литой асфальт «с запасом», подавая его к месту укладки в специальных контейнерах, поддерживающих высокую температуру.
Эксплуатационные характеристики холодного асфальтобетона существенно отличаются от свойств горячего. Поэтому указанный материал не применяется для создания основных дорожных покрытий. Его используют для сезонного и ямочного ремонта, а также асфальтирования участков с низкой нагрузкой (пешеходных зон, велосипедных дорожек).
Холодный асфальт можно укладывать при отрицательных температурах до – 10 °C. Смесь должна быть разогрета до +20 °C. Желательно также подогревать дорожное полотно на асфальтируемом участке. В противном случае мерзлая земля может быстро охладить смесь, что приведет к резкому ухудшению качества покрытия.
Слишком низкая температура при укладке асфальта может привести к повышению хрупкости дорожного покрытия, его неравномерности, возникновению трещин и каверн. При наличии в смеси значительного количества каменистых фракций отдельные фрагменты могут недостаточно прогреться, а битумная составляющая не успеет проникнуть между компонентами и надежно связать их.
Слишком высокая температура приводит к повышенной мягкости и пластичности смеси. В результате снижается прочность и долговечность покрытия.
Во избежание недостаточного (либо чрезмерного) нагрева смеси следует четко придерживаться установленных температурных режимов. Материал следует нагревать с определенным запасом, чтобы он не охлаждался чрезмерно быстро в процессе укладки.
На ускоренное охлаждение влияют следующие факторы:
При неблагоприятных внешних условиях желательно тщательно следить за температурным режимом, а также проводить работы по укладке асфальта достаточно быстро, не давая смеси охлаждаться.
Согласно требованиям СНиП, укладку асфальта можно производить только на сухое покрытие. Это объясняется физическими свойствами асфальтобетона. При попадании влаги в состав формируемого покрытия она нарушает его структуру, приводит к возникновению неравномерностей.
При последующем замерзании влага внутри асфальта будет расширяться, превращаясь в лед. Это вызовет нарушение структуры покрытия, приведет к появлению трещин и разрывов.
Исходя из вышесказанного, следует осуществлять укладку асфальтобетонного покрытия только в сухую погоду. Для этого необходимо тщательно отслеживать прогнозы погоды на ближайшие дни.
Существуют определенные исключения, оговоренные техническими условиями. Для различных типов асфальта допускаются незначительные отклонения от указанного правила. В частности, при наличии незначительных осадков может использоваться литой асфальт с высокой концентрацией специальных пластификаторов, обеспечивающих высокое качество покрытия в неблагоприятных условиях.
Наиболее жесткие требования к погодным условиям предъявляются при использовании самого распространенного типа асфальта — горячего. Укладка холодных смесей может осуществляться при более низкой температуре и наличии незначительных осадков. Однако такой асфальт не применяется для создания качественного дорожного полотна. Поэтому наибольший интерес при асфальтировании дорог в неблагоприятных погодных условиях вызывают современные марки литого асфальтобетона.
Технология литого асфальта отличается высокой степенью пластичности смеси, которая застывает под собственным весом и не требует дополнительного физического воздействия при укладке. За счет высокого содержания битумов, использования пластификаторов и большой температуры такая смесь обеспечивает максимально плотную и равномерную структуру покрытия.
При укладке таких марок литого асфальта различные примеси типа незначительных осадков вытесняются. Это обеспечивает высокое качество покрытия даже при неблагоприятных погодных условиях.
Качество дорожного покрытия непосредственно зависит от окружающих погодных условий и температуры укладываемой смеси. Выполнение работ при отрицательных температурах и осадках может вызвать существенное ухудшение прочности и долговечности асфальтобетона.
Требования к разным типам асфальтов значительно различаются. Наиболее распространенный горячий асфальтобетон рекомендуется укладывать только при плюсовой температуре в сухую погоду.
Современные технологии литого асфальта позволяют осуществлять качественное асфальтирование даже при неблагоприятных погодных условиях. При этом очень важно соблюдать все установленные нормы и технологические требования.