Укладка асфальта — сложная, многоэтапная процедура, требующая определённого оборудования и специальных знаний. Для того чтобы получить качественный, долгосрочный результат, каждый этап асфальтирования должен выполняться с соблюдением технологических требований и строительных норм. Качественная подготовка участка является залогом надёжности и долговечности асфальтового покрытия.
Подготовка к асфальтированию начинается с инженерных изысканий. Проект разрабатывается с учётом особенностей территории, специалисты должны учесть вид рельефа, параметры участка, структуру почвы, климат. Также в расчёт включается расположение подземных коммуникационных сетей, это необходимо для того, чтобы в дальнейшем правильно установить дренажную систему, исключить проблемы с отводом дождевых вод. В процессе подготовки территории к дорожно-строительным работам осуществляется разметка будущей дороги.
На данном этапе выполняется выравнивание грунта. В первую очередь участок освобождается от зеленых насаждений, с помощью бульдозера удаляются верхние слои почвы, при помощи грейдеров разравнивается территория, формируется конструктивный слой, на который предстоит укладка асфальта. Основание должно быть без выбоин, трещин, ям, уплотнено до нормируемой плотности.
Чтобы сохранить все качества асфальта, увеличить срок его эксплуатации, в местах, где накапливается вода, устанавливают дренажную систему.
Для формирования «дорожного пирога» в первую очередь укладывают песчано-гравийную смесь, чтобы придать покрытию особую прочность, затем участок отсыпают щебенкой. Фракционный размер стройматериала зависит от проектируемой загруженности автомобильной дороги. Обычно для автотрасс и магистралей со средней интенсивностью движения автомобильного транспорта используют щебень размером 40 -50 мм. Для автотрасс с высокой интенсивностью движения используют железобетонные плиты, песок и крупнофракционный щебень. Каждый слой основания выравнивают грейдером и тщательно утрамбовывают.
Чтобы улучшить адгезию фундаментной подложки с асфальтобетонном, на данном этапе основание проливают специальной битумной эмульсией. По краям участка для создания краев устанавливают бордюры.
Асфальтирование автодорог выполняется по многослойной технологии с помощью асфальтоукладчиков или ручным способом. Для автотрасс средней загруженностью асфальтобетон укладывают в 2 слоя, каждый толщиной по 30-40 мм. Для более загруженных автомагистралей укладку асфальта осуществляют в 3-4 слоя, между которыми, чтобы предотвратить расслоение и улучшать адгезию, выполняют промазывание битумом. Состав асфальта зависит от назначения участка. В его состав входит жидкий бетон, щебень, песчаная смесь, минеральный порошок. Уплотнение асфальтобетонного покрытия выполняется несколькими катками, при малых площадях асфальт трамбуют виброногой или виброплитой.
На данном этапе выполняют проверку качества покрытия по следующим параметрам: однородность, профиль покрытия, толщина слоев, качество уплотнения, отсутствие дефектов. Проводится лабораторный контроль.
Далее наносят разметку термопластиком или краской, устанавливают дорожные знаки, приводят в порядок прилегающую территорию.
Чтобы асфальтовое дорожное покрытие смогло обеспечить безопасное, работоспособное состояние полотна, имело продолжительный срок службы, необходимо использовать качественные стройматериалы, соблюдать технологию асфальтирования.
Чтобы добиться идеального асфальтового покрытия, важно неукоснительно следовать всем технологическим требованиям и использовать качественные материалы. Правильная подготовка основания и грамотное соблюдение всех этапов работ — от проектирования до завершения — гарантируют надёжность и долговечность дорожного полотна. Учитывая сезонные особенности и климатические условия, соблюдение всех этих факторов позволит создать прочное и долговечное дорожное покрытие, способное выдерживать интенсивные нагрузки и обеспечивать безопасность движения.