Асфальтовое покрытие используется для обустройства финишного слоя дорожного полотна. Эксплуатационный срок службы обуславливает себестоимость обслуживания определенного участка дороги подрядной организацией. Выполнение даже ямочного ремонта относится к категории трудоемких и дорогостоящих операций. А наличие дефектов в период между плановыми восстановительными работами влияет на аварийность и пропускную способность.
Строительство автомобильного дорожного полотна осуществляется по отработанным технологиям с использованием послойного нанесения определенных материалов. Безопасность и комфортность дороги обеспечивает асфальтовое покрытие, которое со временем теряет свою монолитную структуру. Образуются ямы, трещины, вздутия и волны. На продолжительность эксплуатационного ресурса асфальта влияет:
Асфальтовое покрытие может укладываться при строительстве новой или в процессе ремонт действующей магистрали. В любом случае составляется технологическая карта и подбирается марка или вид асфальта. При выборе учитываются следующие параметры:
Технология укладки предусматривает предварительную утрамбовку слоя щебня с определенными размерами фракций. Завозимый на строительный участок асфальт равномерно распределяется по заранее выполненной разметке.
Контроль качества асфальта осуществляется в лаборатории. Используется специальное оборудование, позволяющее определить устойчивость к сжатию и состав смеси. Начальник участка контролирует толщину укладываемого слоя, степень и равномерность утрамбовки.
Плановый уход за дорожным покрытием предусматривает проведение мероприятий, повышающих герметичность асфальта. С учетом климатических условий они проводятся каждые 2-3 года. Внеплановый контроль включает:
Самой распространенной причиной разрушения даже самого качественного асфальтового покрытия является вода. В виде естественных осадков она просачивается через капилляры во внутреннюю структуру и работает на разрыв после замерзания.
Образование колеи или волнообразного смещения происходит в результате неравномерного промерзания и оттаивания грунта под дорожным полотном. Методы профилактической борьбы:
Своевременное установление мест и видов дефектов с проведением ремонтных мероприятий позволит локализовать их распространение. Снизить расходы на восстановление. К современным и эффективным методам относятся:
Планирование выполнения срочного или ямочного ремонта должно проводиться не с учетом сроков укладки или сезонности. Создание небольшой мобильной бригады, укомплектованной профессиональными специалистами и техникой, позволит поддерживать дорожное полотно обслуживаемого участка в идеальном состоянии до капитального ремонта с минимальными бюджетными затратами.